Мамам и папам

О ДЕТСКИХ СТРАХАХ. Анастасия Вайник

Бреду на днях домой, думаю о чем-то своем – улочка безлюдная, тихо, снежок падает, красота, одним словом. И вдруг она как заорет… Она – это мамаша малыша лет четырех-пяти. Когда я проходила мимо, она говорила по телефону, а ребенок задумчиво бродил вокруг дерева. Так вот она как заорет, на всю эту тихонькую улочку: «ТЫ ЧЁ НЕ МОЖЕШЬ ПОСТОЯТЬ СПОКОЙНО?! ЧЁ ТЫ ХОДИШЬ ПО КОЛЕНО В СНЕГУ – САМ ПОТОМ СУШИТЬ ВСЕ БУДЕШЬ! НИ ХРЕНА НЕ ПОНИМАЕШЬ?»

Ужас, я вам скажу… От самого этого истеричного крика у меня сердце прыгнуло куда-то вниз живота, руки похолодели и в голове одна мысль: «Что-то случилось с ребенком». Это потом до меня дошел смысл воплей… Мамаша орала, ребенок стоял, глядя на нее не моргая, и по его щекам молча катились крупные слезы.

«НУ И СТОЙ ЗДЕСЬ, ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ ИДИОТ!» – все так же громко подытожила мама и пошла… Тут мальчишку прорвало – рыдая в голос, он побежал за мамой, которую никак не мог догнать, кричал: «Мама, подожди!» и, дойдя до нужного ей подъезда, мама смилостивилась. Я, как вкопанная, стояла, как раз рядом с этим подъездом. И простояла еще 10 минут – малыш «охранял» мамин пакет с продуктами в то время, когда она ходила по своим делам. И все эти 10 минут он стоял как солдатик, обеими ручонками вцепившись в пакет и не отводя взгляда от двери подъезда, за которой скрылась мама. Я не выдержала – подошла, вытерла ребенку лицо от слез: «Не волнуйся – мама сейчас придет». Он молча смотрел на дверь, и только когда я уже стала уходить, спросил: «А вдруг не придет?» – «Если мама обещала – значит, придет. Ты только жди и никуда не уходи». Малыш кивнул, а я отошла так, чтобы он меня не видел.

Придет серенький волчок... - Как победить детские страхи

Он, конечно, плакал, но уже не навзрыд и когда появилась мама, со всех ног бросился к ней, выпустив, наконец, из рук этот драгоценный пакет. И что вы думаете? Мать опять устроила ему выволочку – во-первых, за то, что он оставил пакет, во-вторых, за то, что он до сих пор плачет. «Мне такой сын не нужен! Отдам тебя в Суворовское училище, чтобы мужиком вырос!» – сказала, как отрезала, и опять пошла прочь. А малыш бежал, цепляясь за край маминого пальто, и плакал.

Вот честное слово – если бы сама не была свидетельницей, ни за что не поверила бы, что такое возможно. Сложилось впечатление, будто мамаша просто наслаждается зависимостью от нее маленького человечка. А ребенок-то просто боится, что мама его и правда бросит… И именно это для него самый большой страх – просто громадный черный ужас.

– На самом деле, запугивание ребенка тем, что его якобы можно бросить (отдать, позволить забрать какой-нибудь Бабе Яге), безусловно, работает, – говорит детский психолог Наталья Татарина. – Но так пугать ребенка жестоко, ведь для него все происходит на уровне жизни и смерти. С мамой жизнь есть, без мамы – нет. Поэтому от таких методов воспитания лучше отказаться. А вообще если говорить о страхах, то важно помнить, что нередко мы сами учим наших детей бояться.

Я вообще паникерша – охаю и «хватаюсь за сердце» при любом неловком движении ребенка, а уж тем более, если малыш падает. Но в воспитании сына сработали два фактора. Во-первых, воспоминания из собственного детства, когда мама из-за моих разбитых коленок или локтей кричала так, что лучше бы я сразу умерла и не слышала всего этого. (Это сейчас я понимаю, что ей просто было очень страшно, но тогда – в детстве – клятвенно пообещала сама себе никогда не кричать на детей, тем более, если им и без того больно). Во-вторых, какая-то невероятная «непробиваемость» мужа, который на моем вдохе, готовом вылиться в громкую панику, успевал сказать: «Тихо! Сама-то не пугай ребенка – он еще не понял больно ему или нет, а ты уже собралась впасть в истеричные причитания. Не показывай ему, что тебе страшно, тогда и он не будет бояться».

И ведь правда – чем спокойнее родители, тем спокойнее ребенок. Сын как-то на прогулке в детском саду упал и сильно порезал ладошку. Воспитатели меня встречали чуть ли не с валокордином. Сын, перепуганный реакцией воспитателей, рыдал, лелея наспех чем-то замотанную руку. Изображать спокойствие в такой ситуации, конечно, непросто, но эффект потрясающий – ребенок успокоился в считанные секунды, дал посмотреть рану и согласился сходить к врачу. Дальше его интересовала исключительно техническая сторона вопроса – как все обратно срастется, какой иголкой и какими нитками будут зашивать, как потом жить с этими нитками в руке и так далее. То есть никакого страха, потому что мама ничего страшного в этом не видит.

– Родители часто не понимают, что дети – это их продолжение во всем, – говорит Наталья Татарина. – Дети впитывают все эмоции и реакции родителей, будь то любовь или ненависть, нежность или жестокость, честность или подхалимство – они все «считывают» и принимают за истину, потому что по-другому быть не может. И действительно, если родители «охают» при каждом падении ребенка, то они рискуют вырастить человека, который до такой степени будет бояться «удариться» (во всех смыслах), что предпочтет не предпринимать никаких самостоятельных шагов.

Нет ни одного человека, который бы вообще никогда и ничего не боялся. Безусловно, есть страхи, скажем так, типичные, свойственные большинству детей в определенном возрасте и есть страхи, вызванные какими-то личными переживаниями.

Придет серенький волчок... - Как победить детские страхи

– какие же детские страхи типичны?
– До 1 года детям становится страшно, когда мамы долго нет рядом, а также из-за внешних «раздражителей» – например, громких звуков, слишком яркого света. У малышей от года до двух лет наравне с любопытством появляется страх перед всем неизвестным – будь то животное, новый человек или необычный предмет. В возрасте 2-3 лет ребенок начинает бояться высоты, глубины, каких-то неизвестных просторов (далеко в лесу, посреди моря). А также в это время приходят страхи темноты, боли (например, прививки или уколов), наказаний и еще больше развивается боязнь остаться одному.

В 3-4 года бурно развивающаяся детская фантазия позволяет малышам «оживить» всевозможных монстров, которые могут вдруг вылезти из кладовки или «сторожить» под кроватью, чтобы схватить за ноги, если ночью вдруг захочется сходить, например, в туалет. Конфликты в семье или жизненные неурядицы тоже могут «переродиться» в монстров или каких-нибудь огромных жуков-пауков, которые «приходят» в темноте или во сне.

– Начиная с 6 лет у детей появляется страх смерти мамы или папы, – говорит Наталья Татарина. – Также паника может возникнуть во время грозы или сильного штормового ветра, когда у малыша «срабатывает» инстинкт самосохранения, он боится оказаться один на один со стихией и в этом случае родители обязательно должны быть рядом.

– Как же помочь ребенку справиться со своими страхами?

– Во-первых, никогда не пугайте детей ради послушания – ни милиционером, ни волком, ни бабайкой. Повторюсь, у ребенка все происходит на уровне жизни и смерти. Важно рассказать ребенку о реальных опасностях, но придумывать их – жестоко. Это неверный путь в воспитании, который способен привести к повышенной тревожности, мнительности, чрезмерной осторожности и даже боязни проявлять свое творческое начало.

Во-вторых, никогда не стыдите ребенка, если он чего-то боится. Если насмехаться над страхом ребенка, то стыд заставит малыша скрывать свой страх. Но это не значит, что страх исчезнет – напротив, он может только усилиться. Ребенок будет чувствовать себя одиноким, у него появятся свои «защитные реакции» – например, малыш начнет сосать палец, либо чесаться, либо нервно теребить одежду. В таком случае недалеко и до невроза.

В-третьих, никогда не оставляйте ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего-то нового, неожиданного, а значит пугающего. Ребенок должен встречаться с неизвестным только вместе с родителями или хорошо знакомыми взрослыми людьми, которым он доверяет.

Оградить от страхов вообще невозможно – это нормальная природа человека и бояться действительно опасных вещей правильно. Но изменить отношение к типичным детским страхам можно и нужно. Для этого от родителей потребуется не так уж и много – терпение и доброта. От большинства страхов можно избавиться, играя с ребенком. В игре ребенок может сам стать Бабой Ягой или каким-нибудь монстром, напугать маму, папу и бабушку с дедушкой, вместе посмеяться над их страхом. Смех – лучшее лекарство. Но, повторюсь, не насмешки, а свой смех над своими страхами.

Однако если страх ребенка непонятен родителям и кажется им причудливым, нелепым, занимающим чуть ли не все мысли ребенка, необходимо обратиться к детскому психологу. воспитателю в детском саду, в крайнем случае - к врачу.

И пусть ваш малыш всегда в таких ситуациях чувствует вашу поддержку и защиту. Тогда и страхи быстрее пройдут.

Детские страхи и родительские ошибки

Нет комментариев

Добавить комментарий